Что такое мелкая моторика и почему ее важно развивать
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики имеет огромное значение для общего развития ребенка.
Почему так важно развивать мелкую моторику у детей?
- Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
- Мелкая моторика взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
- Развитие навыков мелкой моторики важно для самообслуживания ребенка (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.)
- Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
- Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, воображением, наблюдательностью.
С какого возраста нужно начинать развивать мелкую моторику
Развитие мелкой моторики начинается практически с рождения. Уже в младенческом возрасте малыш учится хватать и удерживать предметы, перекладывать их из руки в руку. Однако целенаправленные занятия стоит начинать примерно с 7-8 месяцев, когда пальчики ребенка становятся более ловкими и подвижными.

В возрасте 7-8 месяцев можно начинать с простых упражнений:
- Поглаживание ладошек и пальчиков ребенка
- Легкий массаж кистей рук
- Перебирание пальчиков малыша, поочередное их сгибание и разгибание
- Игры с погремушками, колечками, мячиками
После года можно постепенно усложнять задания, вводить пальчиковые игры, игры с мелкими предметами. Чем раньше начать заниматься, тем быстрее и эффективнее будет происходить развитие мелкой моторики.
Упражнения для развития мелкой моторики у детей разного возраста
Для развития мелкой моторики существует множество упражнений, игр и занятий. Вот некоторые эффективные упражнения для детей разных возрастов:
Для детей 1-2 лет:
- Перебирание крупных бусин, пуговиц, фасоли
- Нанизывание крупных бусин на шнурок
- Игры с крупной мозаикой
- Игры с пирамидками
- Простые пальчиковые игры («Сорока-ворона», «Ладушки»)
Для детей 2-3 лет:
- Лепка из пластилина, теста
- Рисование пальчиковыми красками
- Игры с прищепками
- Перелистывание страниц книги
- Застегивание и расстегивание пуговиц, молний
Для детей 3-4 лет:
- Шнуровка
- Нанизывание бусин среднего размера
- Раскрашивание картинок
- Вырезание ножницами
- Лепка из пластилина мелких деталей
Игры для развития мелкой моторики в домашних условиях
Развивать мелкую моторику можно не только с помощью специальных упражнений, но и в процессе обычных домашних дел. Вот несколько идей игр, которые легко организовать дома:

- Перебирание крупы. Насыпьте в миску смесь разных круп и попросите ребенка отделить, например, фасоль от гороха.
- Игры с прищепками. Можно прикреплять прищепки к картонному кругу — получится солнышко, или к линии — получится забор.
- Игры с пуговицами. Пуговицы можно перебирать, сортировать по размеру и цвету, выкладывать из них узоры.
- Завязывание узелков. Можно использовать обычные шнурки.
- Игры с водой. Переливание воды из одной емкости в другую с помощью ложки, пипетки или шприца (без иглы).
Как правильно держать карандаш: обучение ребенка
Умение правильно держать карандаш — важный навык, который необходим для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму. Как научить ребенка правильно держать карандаш?
- Положите карандаш на стол. Попросите ребенка взять его тремя пальцами — большим, указательным и средним.
- Большой и указательный пальцы держат карандаш, а средний его поддерживает.
- Карандаш лежит на левой стороне среднего пальца.
- Расстояние от кончика карандаша до пальцев должно быть примерно 2 см.
- Остальные пальцы сгибаются и прижимаются к ладони.
Если ребенку сложно сразу научиться правильному захвату, можно использовать специальные насадки на карандаш или треугольные карандаши. Регулярные тренировки помогут выработать правильную привычку.

Влияние развития мелкой моторики на речь ребенка
Связь развития мелкой моторики и речи ребенка научно доказана. Почему развитие мелкой моторики так важно для развития речи?
- В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Развивая мелкую моторику, мы активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь.
- Развитие мелкой моторики стимулирует развитие центральной нервной системы, что положительно сказывается на становлении речи.
- Выполняя пальчиковые упражнения, ребенок повторяет движения взрослых, учится управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Многие игры на развитие мелкой моторики сопровождаются стихами и потешками, что обогащает словарный запас ребенка.
Таким образом, развивая мелкую моторику, мы создаем благоприятные условия для развития речи ребенка.
Роль родителей в развитии мелкой моторики ребенка
Роль родителей в развитии мелкой моторики ребенка трудно переоценить. Вот несколько рекомендаций для родителей:
- Создавайте условия для развития. Обеспечьте ребенка необходимыми материалами: пластилином, красками, бумагой, ножницами и т.д.
- Играйте вместе. Показывайте ребенку новые игры и упражнения, участвуйте в них вместе с ним.
- Хвалите за успехи. Поощряйте даже небольшие достижения ребенка, это будет мотивировать его продолжать заниматься.
- Будьте терпеливы. Не торопите ребенка, давайте ему время освоить новые навыки.
- Превращайте обучение в игру. Старайтесь сделать занятия увлекательными и разнообразными.
Помните, что регулярные занятия дадут лучший результат, чем редкие, но длительные. Уделяйте развитию мелкой моторики хотя бы 15-20 минут каждый день.