Фондон: Нанесение фондона

Содержание

Нанесение фондона

Эмалирование, как и каждая техника, имеет свои специфические возможности, обусловленные особенностями материала. Если наносить эмаль, как плакатную краску, накладывать один за другим гладкие монохромные слои, то возможности эмалирования в этом случае не исчерпаны. Применение в различных сочетаниях прозрачных и непрозрачных эмалей широкой цветовой гаммы, блестящих и матовых, на различных металлических подложках предоставляет эмальеру широкие возможности. Сложные реакции, протекающие при обжиге между компонентами эмалей, дают дополнительные возможности.

Однако невозможно заранее определить все результаты проводимого эксперимента. Случайности и неожиданности встречают эмальера в его творчестве. При этом даже опытный мастер не застрахован от неудач. Но, чем дольше и настойчивее он будет овладевать той или иной техникой, тем больше будет его уверенность в успешном осуществлении замысла.

Особенно интересные эффекты получаются при последовательном нанесении различных слоев эмали.

Это позволяет:

  • смешивать эмали различных цветов, как это описано в Смешивание эмалей разных цветов;
  • дифференцировать цветные эмали по степени яркости;
  • добиться тончайших переходов и цветовых оттенков эмали;
  • оживить цветовой фон включениями эмали другого цвета, например в виде пятен, облаков;
  • устранить нежелательные влияния металлической основы.

Нанесение промежуточного слоя. При температуре обжига происходит взаимодействие металла с эмалью, которое может оказывать вредное воздействие на цвет эмали. При этом эмаль может стать непрозрачной, мутной, с черными краями или может произойти полное изменение цвета эмали.

Это особенно часто наблюдается при эмалировании серебра. При обжиге эмали образуются соединения серебра, окрашенные в желтый цвет, которые меняют цвет эмали. Например, красные прозрачные эмали приобретают коричневый оттенок, непрозрачная белая эмаль желтеет.

Для того, чтобы исключить прямое соприкосновение эмали с металлом, на металл перед нанесением цветной эмали наплавляют промежуточный слой эмали, называемой фондоном. Фондон — бесцветная эмаль, слегка окрашенная в голубой цвет окисью кобальта. Она служит изоляционным слоем между металлом и покровной эмалью, фоном для нанесения цветной эмали.

На золоте прозрачная красная эмаль благодаря реакции с металлом приобретает более яркий, насыщенный цвет; коричневая и зеленая также приобретают яркость. Эмали других цветов не реагируют с подложкой; лишь иногда цвет эмалей приобретает желтый оттенок. Нанесением голубого фондона можно предотвратить это влияние золота.

Медь и эмалировочный томпак реагируют с эмалью, что особенно влияет на тон зеленых и голубых эмалей. Кроме того, непрозрачная красная эмаль покрывается черными пятнами, белая эмаль по краям становится зеленой. Иногда эти эффекты могут оживлять изделие. Но если необходимо устранить действие окиси меди на непрозрачные эмали, то на первый слой эмали наносят второй такого же цвета, при этом влияние металлической основы на поверхность эмалевого слоя устраняется.

Прозрачные эмали подвергаются не только химическому воздействию металла. Темная металлическая основа влияет на яркость и прозрачность. Пробные образцы показывают, что некоторые эмали, яркие на серебре, на меди выглядят тусклыми и темными. И в этих случаях некоторый эффект дает нанесение на подложку слоя фондона. При этом химическое влияние меди на цветную эмаль исключается, однако красно-коричневая металлическая основа может все-таки оказывать влияние на цвет эмали. Для устранения дефектов металл полностью покрывают грунтовой эмалью (фондоном). Однако при этом пропадает особая прелесть цветного стекла на рефлектирующем металле! Этот недостаток полностью устраняется наложением на медь промежуточного слоя из серебряной фольги, на которой прозрачные эмали смотрятся так же, как и на массивной серебряной подложке (см. Использование фольги в качестве подложки для эмали).

Совместный обжиг слоев цветной эмали. Нанесение промежуточного слоя фондона может использоваться не только для защиты прозрачной эмали от химического воздействия металла подложки, но и для получения декоративного эффекта. При необходимости можно обжигать два слоя эмали без взаимного проникновения эмалей друг в друга. Поверхностную прозрачную эмаль следует тонко растереть, нанести равномерным слоем и слабо обжечь. Можно нанести эмаль крупного помола и обжечь при более низкой температуре. Слой эмали сплавится в однород

Похожие записи

Использование фольги в качестве подложки для эмали

При эмалировании чаще всего применяется фольга толщиной 3—5 мкм из чистого серебра или чистого золота. В дальнейшем речь пойдет о серебряной фольге, так как золотая фольга применяется очень редко из-за своей дороговизны. Кроме того, золотая фольга значительно тоньше серебряной, и при температурах обжига эмали она может оплавиться.

Фольгу из благородных металлов используют в качестве подложки для прозрачных эмалей в тех случаях, когда на основном металле они теряют яркость и меняют цвет. При этом преследуется цель повышения отражательной способности металла-основы, а не устранения химического воздействия металла на эмаль, так как такая фольга обладает более высокой отражательной способностью. Например, прозрачная зеленая эмаль на меди приобретает невзрачный грязноватый цвет, на серебре же эта эмаль имеет яркую и сочную окраску.


Использование фольги выгодно, так как позволяет добиться высокого качества эмалевого покрытия, не отказываясь от применения в качестве основы доступного и недорогого материала — меди. Подложки из фольги применялись уже с давних времен, чтобы подчеркнуть отдельные цветовые эффекты в живописной эмали (см. Пример осуществления — лиможская эмаль), покрытие всей площади подложкой из серебра пришло позднее. Практически это выполняется следующим образом.

На металл основы наплавляется тонкий гладкий слой эмали (для этого часто используют фондон). При втором обжиге фольга прочно наплавляется на этот слой эмали, так как непосредственное соединение фольги с металлической основой невозможно. Тонкая непрочная фольга должна быть полностью покрыта эмалью.

Для того чтобы сделать фольгу воздухопроницаемой, можно всю пачку листиков фольги, переложенных листами шелковой бумаги, проткнуть иглой через каждые 5 мм.

При этом фольга слегка сминается, но потом ее опять можно разгладить. Этим способом устраняют возможность появления напряжений при обжиге.

При наплавлении фольги возникают некоторые технические проблемы. Серебряную фольгу обычно выпускают размера 120×120 мм. Если необходимы более мелкие кусочки, их можно вырезать ножницами. Рекомендуется вырезать кусочек фольги несколько большей площади, чем площадь металлической основы, и окончательно обрезать его после вплавления.

Если покрываются пластины больше указанного размера, составные части подложки из фольги ровно обрезают острым лезвием толщиной 0,1 мм, закрепленным в жестком держателе, по стальной линейке по прямым линиям и под прямым углом.

Фольгу укладывают на эмалевую пластину, смазанную тонким слоем раствора траганта. Если накладывается несколько листов, то их, как это видно из рис.унке укладывают так, чтобы не оставалось ни щели, ни выступа. Необрезанные края могут немного выступать.


Затем накладывают сложенную в несколько слоев газету и легкими движениями по спирали от центра к периферии разглаживают фольгу, прижимая ее к основе и одновременно удаляя лишний трагант. Если обратная сторона остается невидимой, то фольгу по углам отрезают под углом 45°, переворачивают пластину, слегка смазывают края грунтовой эмали трагантом и отгибают выступающую фольгу так, чтобы она прилипла по краям в виде фальца к контрэмали.

Очень важно, чтобы пластина хорошо просохла (по возможности в течение дня). Если покрытую фольгой пластину слишком быстро поместить в печь, фольга вздуется из-за испарения влаги. Если в процессе сушки покажутся пузырьки, их прокалывают и снова выравнивают, прижимая фольгу небольшой асбестовой плиткой.

Печь предварительно нагревают до 700 °С. Полностью высохшая пластина помещается в печь. В процессе обжига фольга ровно погружается в размягченную эмаль. Когда фольга нагреется до красного каления, пластину вынимают и охлаждают. В случае необходимости ее еще и правят.

Если обратная сторона должна оставаться видимой, то выступающую фольгу, конечно, нельзя загибать. В этом случае площадь подложки должна быть несколько меньше площади грунтовой эмали. Грунтовую эмаль при обжиге по наружному краю слегка закругляют. Раскаленную пластину быстро вынимают из печи, ставят на огнеупорную подставку и небольшим усилием вжимают в нужных местах фольгу в еще мягкую эмаль. Эту операцию нужно производить очень быстро, потому что только на размягченной эмали может быть достигнута необходимая прочность соединения. В качестве вспомогательного средства можно использовать мягкую латунную щетку, заранее подогретый асбестовый пуансон ил

Похожие записи

Обжиг эмали

Время нагрева печи до температуры обжига эмали зависит от мощности печи и ее размеров. Перед обжигом рекомендуется прогреть печь при температуре обжига в течение 30 мин и затем начинать работу, чтобы во время обжига при открывании дверцы температура заметно не снижалась. Муфельная печь должна быть снабжена терморегулятором.

При обжиге в муфеле устанавливают температуру 900—950° С, хотя эмали переходят в жидкотекучее состояние уже при температуре 800° С. Благодаря этому сокращается время обжига, так как рабочие образцы быстро нагреваются до нужной температуры. Таким образом, температура печи не соответствует температуре обжига эмали. Поэтому даже при эмалировании серебра можно устанавливать температуры в печи обжига выше температур плавления сплавов серебра.

Можно, конечно, быть осторожным и выбирать более низкую температуру печи, при которой эмаль тоже расплавится, но это будет осторожность в ущерб красоте. Большой жар — короткий обжиг!

Только бесцветные грунтовые эмали (фондоны)—-особенно последний, кроющий слой фондона — должны обжигаться при умеренной температуре (примерно 800—850 °С). Фондон при высокой температуре становится зеленоватым, а при слишком низкой — серым и мутным. При высокой температуре кроющий слой фондона погружается в лежащий ниже слой цветной эмали, в результате чего образуются пятна и трещины.

Подставку для обжига с изделием, покрытым хорошо просушенным эмалевым слоем, захватывают щипцами или вилкой, осторожно подносят к печи и медленно опускают на подовую плиту. Достаточно легкого сотрясения, чтобы эмаль осыпалась. Особенно чувствительны к резким движениям и толчкам изделия, у которых эмаль нанесена на нижнюю сторону. Перед установкой изделия в печь следует задержаться на несколько секунд перед открытой дверцей печи и еще раз убедиться в том, что вся вода действительно испарилась. Дверца не должна оставаться открытой больше, чем это необходимо для установки изделия, чтобы потери тепла при загрузке были минимальными. В дверце муфельной печи должно быть предусмотрено окно или отверстие из жаропрочного стекла для наблюдения за процессом обжига.

Приведем ряд практических рекомендаций.

При обжиге эмали становятся вначале темными, меняют цвет и начинают спекаться. Когда эмаль размягчается, она приобретает красный цвет каления, но поверхность еще остается волнистой. Эмаль, раскаленная до вишнево-красного цвета, должна блестеть зеркальным блеском.

Если температура обжига позволяет увеличить время выдержки, то большинство эмалей получают яркую окраску и блеск. Слишком длительный обжиг приводит к пережогу эмали. Если изделие полностью или частично выполнено из серебра, необходимо особенно точное соблюдение правильных режимов обжига.

Наиболее чувствительны к высоким температурам обжига места спаев. Особенно нежелательно иметь места спая под слоем эмали, так как припой под эмалью при высокой температуре может растечься, изменить цвет эмали и ухудшить сцепление эмали с подложкой.

Невозможно дать точных рекомендаций по выбору продолжительности обжига, так как она колеблется в зависимости от температуры печи, толщины металлической подложки, толщины эмалевого слоя, температур обжига эмали, тонины помола эмали, размеров и материала подставки для обжига.

Для обжига порошкообразной просеянной эмали требуется большее время, чем для обжига зернистой эмали. Эмаль крупнозернистого помола обжигается до тех пор, пока вся ровно не растечется по поверхности.

Около дверцы печи температура несколько ниже, чем в середине муфеля, поэтому длинные предметы обжигаются неравномерно. В то время как эмаль в середине изделия уже блестит, как зеркало, в той части изделия, которая находится около дверцы, она еще не расплавилась. Такое изделие следует вынуть из печи, повернуть другим концом и опять установить в печь. Эта операция должна осуществляться как можно быстрее, потому что при этом печь охлаждается, а на изделии при обжиге с большим перерывом могут возникнуть дефекты. Если такие изделия эмалируются часто, то следует установить рядом с печью небольшой вращающийся диск, на который можно выгрузить обжигаемое изделие, повернуть его и затем сразу же опять загрузить в печь.

Готовые обожженные изделия быстро и плавно, без резких толчков извлекают из печи и устанавливают на огнеупорную подставку рядом с печью. На рисунке приведена кривая, характеризующая процесс нагрева и охлаждения рабочего образца.


Обычно одноразового нанесения эмали бывает недостаточно. Ее наносят и обжигают несколько раз. При повторном нанесении эмали и обжиге возникают новые физико-химические процессы. Так как первый слой эмали уже связан с металлом, то при нагревании значительное термическое расширение металла приводит к тому, что в твердом эмалевом покрытии образуются трещины и разрывы. Если нагрев происходит слишком быстро, частицы эмали могут даже отскакивать от подложки. Поэтому перед загрузкой в печь образец с эмалью предварительно прогревают при открытом муфеле, многократно загружая его в печь и выдвигая до тех пор, пока не закончится потрескивание эмали. При последующем обжиге трещины на эмали сплавляются. Если изделие быстро загрузить в горячую печь, то есть вероятность, что микротрещины не заплавятся и будут видны на готовом изделии. Если печь недостаточно горячая, то продолжительность обжига увеличивается и в трещинах эмали металл — особенно медь и эмалировочный томпак — может окислиться. После такого обжига на прозрачных эмалях проступают следы трещин в виде темных полос. Обжиг эмали это не только процесс, при котором мелкозернистые частицы эмали сплавляются в единую, прочно соединенную с основой стекловидную массу, но и кульминационный момент творчества эмальера, когда он реализует свой замысел. Разумеется, во время обжига ювелир не может изменить свое изделие, но умелым выбором режима обжига он может добиться того, чтобы яркость красок, блеск и качество эмалевой поверхности соответствовали его замыслу. Для этого необходимы многолетний опыт, знания и мастерство.

Похожие записи

Фондан шоколадный — рецепт с фото, как приготовить и подать фондан

Фондан — модный французский шоколадный десерт, что-то среднее между жидким шоколадом и шоколадными маффинами. Если вы его не додержите, то получите тягучий напиток, если передержите — насладитесь кексиком. В любом случае, это вкусно. Очень вкусно. А для шокоголиков невозможный соблазн. В том смысле, что устоять невозможно.

Отличительная особенность фондана — жидкая середка: совсем “льющаяся” или похожая на вязкий растопленный шоколад. Чтобы получилась именно такая, придется соблюдать технологию, температурный и временной режимы. Возможно, ваш первый фондан выйдет комом не слишком “мокрым”, но немного терпения — и изысканный французский десерт будет покорен! Хватит лишь небольшого кулинарного боя… Ну… может быть, пары боёв.

Итак,  пошаговый рецепт шоколадного фондана с жидким центром.

Время приготовления: 7 минут / Выход: 6 штук

Ингредиенты

  • черный шоколад, содержание какао не менее 72% — 175 г
  • масло сливочное — 175 г
  • яйца — 4 шт.
  • сахар мелкозернистый или сахарная пудра — 200 г
  • мука — 90 г

Для смазки формочек подготовьте растопленное сливочное масло и какао-порошок.

Приготовление

Большие фото Маленькие фото
  1. Сразу разогреваем духовой шкаф, потому что подготовка фонданного теста – дело быстрое, а размещать кексики надо в уже разогретую духовку.

    Разбиваем яйца в миску.

  2. Всыпаем сюда же сахар и взбиваем миксером. Как взбивать? Кондитеры, в том числе очень известные, советуют разное. Я пробовала и до пышной белой пены, и венчиком, не слишком усердствуя. Поверьте, результат один и тот же. Так что взбивайте, как вам больше нравится, в любом случае вы окажетесь правы.

  3. В другую емкость выкладываем мягкое сливочное масло. Заранее извлекаем масло из холодильника: мы будем топить шоколад для бисквита и смешивать его с маслом.

  4. Добавляем поломанный на небольшие кусочки шоколад.

  5. Ставим емкость на водяную баню. Полностью растапливаем шоколад, перемешав массу в процессе пару раз.

    Немного остужаем шоколадную массу перед добавлением к взбитым яйцам, чтобы они не свернулись. Затем небольшими порциями, тонкой струйкой, все время помешивая, вводим в яичную массу растопленный шоколад.

  6. Всыпаем просеянную муку и снова тщательно, методом складывания (снизу, со дна, вверх, как бы аккуратно вычерпывая и складывая), перемешиваем. Муки, как видите, очень мало – 90 граммов. Собственно, это все, бисквит готов.

    Поскольку я показываю базовый рецепт фондана, я ничего не добавляла. Но на этом этапе можно влить ликер, ром, ванильный экстракт, насыпать порошок корицы или чая матча. Мне очень нравится с “Амаретто” и матча.

  7. Формочки для выпекания смазываем растопленным сливочным маслом. Даже силиконовую, если не уверены в ней на все 200%. Чем тщательнее смазываем, тем легче выйдет, извлечется из силикона фондан. Это важно: шоколадный фондан ломается, как тонкая елочная игрушка!

  8. Поверх масла присыпаем формы какао-порошком.

  9. Раскладываем тесто по ячейкам где-то на 3/4.

  10. Ставим формочки на противень и помещаем в нагретую духовку. Выпекаем от 5 до 12 минут (мне хватило 7). Дверцу духовки в это время открывать не надо. Готовность фондана проверяем пальцем – верх кексика должен пропечься, но остаться мягким – это значит, середка будет жидкой.

    Готовые пирожные слегка остужаем. Если вы видите, что они плохо скользят и не выходят при минимальных усилиях с вашей стороны, облегчите себе дело: осторожно переверните кексики на тарелку.

    Подавайте теплыми. Для гостей – слегка разрезав, чтобы шоколадная лава немного вытекла. Или полив сверху шоколадной глазурью. И еще о подаче.

Учимся готовить фонданы. Опыты. О_о)

Справедливости ради замечу, что существует несколько разновидностей таких пирожных – с жидкой серединкой, которые подаются теплыми; с мягкой серединкой; а также не выпеченные, а застывающие в холодильнике. Но все эти пирожные тают во рту (или уже растаяли до нас). И то, что вы видите в опытах, по большому счету не ошибка. Но мы говорим о “совсем мокрых” и оцениваем с этой точки зрения.

Все, что вы видите на фотографиях, – фонданы. Но перфекционист не дремлет, а добивается идеально льющейся лавы!

Все неудачи связаны с временем выпекания при определенной температуре – духовка имеет большое значение. Идеальный вариант — с конвекцией: горячий воздух будет распределяться равномерно, что даст возможность пропечься стенкам и дну фондана, прихватиться верху и остаться жидкой середине. В режиме верхнего и нижнего равномерного нагрева тоже получится. Чтобы действовать наверняка, испеките сначала один фондан и отрегулируйте время, необходимое вашей духовке.

Время выпекания для металлических и керамических форм среднего размера составляет около 12 минут. Для мелких формочек, а также для силиконовых, так как они тоньше, – минут 8. Выпекание при температуре 180 градусов. При 220 время уменьшается до 5-7 и 4-6 соответственно.

Фондан переводится как “тающий шоколад”. Иногда его называют «мокрым кексом». Говорят, своим происхождением десерт обязан везению французского кондитера: тот всего-навсего не допек шоколадные маффины и презентовал производственный брак как свой новый шедевр. Как бы там ни было, появился интересный изыск, который несложно приготовить дома.

Перед вами – “первый блин комом”. Если у вас выходит так, как на фото, не переживайте, дальше будет лучше. Нельзя сказать, что они совсем не получились, правда? Например, последний вариант уже вполне себе фондан, и приготовлен он правильно, с жидким центром, только “раздавлен” и подан не очень хорошо.

Учимся готовить и подавать фонданы. Опыты 🙂

Эти шоколадные фонданы выпекались 13 минут – они передержались и уже почти как кексы, хотя внутри мокрые.

Маффины с мокрой середкой а-ля фондан. Провели в духовке 13 минут.

А здесь маффин передержали совсем чуть-чуть, буквально одну минутку. Видите, середка жидкая, но текучести ей все же не хватает. Обратите внимание, что у фондана, который “переготовили”, поднимается шапочка, как у маффина, и чем больше готовили, тем купол выше. Все правильно, это же и есть маффин, только особенный, “тающий”, и вместо шапки у него должна быть небольшая воронка.

Всего одна минуточка оказалась лишней (

Еще детали и подробности рецептов

Классический десерт фондан делают из черного, с высоким содержанием какао, шоколада. Но есть рецепты с молочным шоколадом, с белым, с добавлением шоколадно-ореховой и карамельной пасты, с комбинацией молочного и черного шоколада, с включением в тесто, помимо шоколада, порошка какао.

Плотность шоколадного фондана зависит от количества яиц — чем больше, тем он плотнее. В некоторых рецептах встречаются рекомендации подержать тесто в холодильнике часа 3, чтобы шоколад дал массе свою плотность.

Формы для выпекания можно брать любые: круглые, прямоугольные, квадратные. Материал формы также не имеет значения. Однако помните, что керамические и стальные обязательно нужно смазывать и присыпать. Силиконовые — по желанию. Очень удобны формы без донышка, так как вытаскивать нежный десерт из них гораздо проще.

В англоязычном интернете шоколадные кексы с жидкой начинкой можно “выгуглить” не только как фонданы (fondant au chocolat), но как шоколадные вулканы или шоколадную лаву (lava cake) – сходство с вулканической лавой действительно есть! А еще шоколадное пирожное с “льющейся” середкой  часто определяют как “живые брауни” и шоколадный флан. Знаете, что такое флан? Это пустотелый тортик, наполненный начинкой. Получается, у фондана льющийся шоколад вроде начинки. 

Заполняйте формы на три четверти объема, чтобы фондану было куда подниматься. Не пугайтесь, если фондан, поднявшись, немного осядет. Это нормально. Нормальна и его аристократическая хрупкость — такой уж он породы. Ничего удивительного: в нем так мало теста! Зато очень много шоколада.

Фондан шоколадный – рецепт от Юлии Высоцкой, почти конспект, коротко: